Не стоит думать, что черная сцена это некоторая общность околомиталических групп, темой песен которых являются описания кладбищ и ужас человеческого несовершенства. Необъятная тема всего загадочного, необъяснимого, прекрасного и трагичного, что существует в мире, служит той благодатной почвой для творчества готов.
Лидер архангельской группы Moon Far Away так описывает свое отношение к готической субкультуре:
Традиционные культурные ценности, на которых и основан готический жанр, исходят из целостности мира, который содержит в себе и светлые и темные стороны, которые, по сути, есть просто проявления единого потока бытия. Это здоровый и правдивый подход к собственному существованию, при котором ужасные и страшные вещи так же прекрасны, как и те, которые им обычно противопоставляются. И проявление темного начала в музыке ничуть не противоречит свету, который исходит от музыканта, ее исполняющего.
Мир бесконечен в своих формах, и великолепие традиций Европы было не единственными для вдохновения многих художников, музыкантов, писателей и поэтов. Таинственность Востока от мусульманских стран Средиземноморья до Японии, так или иначе, привлекала внимание. Сам стиль готики появился после того, как во времена крестовых походов европейцам предстало величие архитектуры Византии и Палестины. А сколько мрачных легенд и загадочных учений было и есть на этих землях, не сосчитать. С Востока пришли волшебные сказки Шахерезады, учения суфиев. Уже в Новом времени буддизм послужил появлению современного взгляда на человека, умению существовать.
Еще в позапрошлом веке Эдгар По использовал восточный колорит в своих стихах:
Вот Самарканд. Он, как светило,
Среди созвездья городов.
Она в душе моей царила,
Он - царь земли, царь судеб, снов.
И славы, возвещенной миру.
Так царствен он и одинок.
Подножье трона, дань кумиру,
Твердыня истины - у ног.
Единственного Тамерлана,
Властителя людских сердец,
Поправшего чужие страны...
Я - в царственном венце - беглец.
В 80-х годах прошлого века легендарные Dead Can Dance в своей музыке использовали этнические мотивы Ближнего Востока. С развитием сцены это стало повсеместным явлением. Так унылая и трагичная пьеса на духовом инструменте дудук, передала больше эмоций переживаний героев культового фильма "Ворон. Город Ангелов".
В настоящее время появились музыканты, которые специализируются на восточных традициях, создавая очень интересную музыку.
Robert Rich
"Seven Veils" (Семь Вуалей)
Тяжелый, но четкий и ясный, медленно нарастающий ритм арабского бубна, странные, непривычные для европейского уха гармонии синтезаторов и гитары - так открывается дверь в мир средневековой мистики мусульманского Востока. Медленный, завораживающий ритм барабанов становится быстрее, созданные глиссандо-гитарой высокие голосовые подпевки на заднем плане - как легкие и прозрачные облака в знойном небе.
Довольно сложно одним словом определить, к какому направлению относится музыка Роберта Рича - это и ambient, и пространственная
(space) музыка, и World, и New Age. Она наиболее близка по звучанию музыке таких мастеров, как Ал Громер Хан
(Al Gromer Khan), Стив Роуч (Steve Roach), и, пожалуй, Дэвид Парсонс
(David Parsons). Если Вам нравится то, что делают эти музыканты, то музыка Рича - это, несомненно, ваша стихия. Хотя музыка Роберта Рича не так величественна и медитативна, как музыка Дэвида Парсонса, однако вины композитора в этом нет - просто он рисует музыкальные пейзажи несколько иных ландшафтов. Музыка Роберта чуть более земная, его палитра состоит из чувств и эмоций в большей мере, чем музыка мистических откровений Парсонса.
Альбом полностью посвящен суфизму - мистическому Пути неортодоксального ислама. Суфизм стал тайным учением мусульманских мистиков, рожденным от слияния ислама с эзотерическими философскими доктринами Ирана и Индии, частично завоеванных арабами. И состоит из семи историй, каждая из семи подобно вуали скрывает тайну, которую предстоит разгадать слушаетлю:
1."Coils"
2."Alhambra" (Альгамбра - название расположенной на самом юге Испании мавританской крепости и дворца мусульманских правителей Гранады - последнего владения арабских халифов в Испании)
3. "Talisman of Touch"
4. "Book of Ecstasy" (Книга Экстаза) . Она состоит из трех частей, которые называются
"A Silken Thread" (Шелковая Нить), "The Hungry Moon" (Голодная Луна) и
"Veiled Oasis" (Оазис Тайны). Мистические созвучия высокого, плывущего в небе вокала, растворяющегося в дрожащем от зноя воздухе, подчеркивают изысканную каллиграфию, создаваемую синкопирующими ударными и поющими струнами гитары… Низкий, вибрирующий голос виолончели перекликается с дуэтом флейты и скрипки, завершающих эту фантасмагорию звука…
5. "Ibn Sina" (Ибн Сина) посвящена великому мистику, государственному деятелю, философу и врачу, жившему в десятом веке в среднеазиатских государствах Хорезма и Мавераннахра. Он носил титул "Царя Врачей" и "аш-Шайх ар-Раис" - "Главы Мудрецов".
6. "Dissolve"
7. "Lapis" - последняя композиция альбома. Приподнята последняя, седьмая вуаль. Вы остаетесь наедине со своим Я, которое, однако, не более, чем иллюзия, квинтэссенция представлений Вашего ума… И только полностью сбросив все семь вуалей, Вы сможете увидеть в незамутненном зеркале разума чистый образ божественного и безгрешного Существа, которое ВЫ.
Для достижения экстаза суфии используют различные средства, в том числе музыку и танцы - особенно так называемое "суфийское вращение" или "кружение дервишей". Для этого упражнения суфии разработали особую, специфическую ритмическую структуру, и именно таким ритмом и открывает Рич свой альбом
"Seven Veils". Вообще этот альбом имеет довольно сложную и жесткую ритмику - четкий и ясный звук ближневосточных бубнов и барабанов ярко выделяется на фоне сопровождающей его музыки. Все это очень отличает этот альбом Рича от его более ранних работ, в частности от альбома 1995го года
"Yearning", который фактически вообще лишен ритмической структуры - весь задний план этого альбома заполнен мягким пространственным звуком синтезаторов Рича, и лишь волшебный сарод Лизы Москау медленно и осторожно поддерживает мелодическую линию раги. Может быть, кому-то
"Seven Veils" покажется несколько жестким, мрачноватым и необычным, но осторожному и внимательному слушателю он может открыть совершенно новый, неизведанный и волшебный мир, сотканный из снов и реальности прошлого, настоящего и будущего…
Еще один интересный проект -
Muslimgauze.
Не смотря на экзотическое название, за проектом стоит один единственный человек - англичанин Bryn Jones. Его музыкальный талант уникален, и остается только безгранично сожалеть о том, что он так рано и неожиданно ушел из жизни. Про его творческое плодородие ходят легенды, а собрать полностью все его пластинки просто не представляется возможным.
Bryn Jones- талантливый композитор современной электронной музыки, специалист по сэмплированию, знаток всевозможных ритмов от рэгги до техно, наконец, способный подать свои идеи в разных оттенках, от ambient до минималистской зацикленной мелодии. Jones никогда не был на востоке (если не считать Японию), его музыка в большей части завязана на восточных ритмах и инструментах. Правда, в некотором числе альбомов вся музыка сводится к повторению лишь некоторого числа раз одного зацикленного фрагмента
(loop), перкуссии и баса с восточным оттенком, в которых иногда утоплены какие-нибудь бонусные элементы, вроде что-то поющих арабских кочевиков. Фрагменты обязательно через несколько повторов подвергаются разного рода резким прерываниям, вмешательствам и сбивкам, что вовсе не лишает их оригинальности.
Создаваемый при помощи фильтрации звука и новейших систем электронной обработки с применением этнических инструментов, это - энергетический сгусток, прорываемый слоями текстуры и завороженности наплывающим и отходящим в гипнотических коллизиях гортанным речетативом вокала, плотной фактурой звучания и постоянно закручивающимся в спираль ритмом, нервной пластикой, мелодизмом и сильным эффектом присутствия. Muslimgauze одновременно становится украшением для мрачных и подчас полных предчувствия аудиофрагментов, записанных на плёнку и схватывающих саму суть и настрой удивительной по красоте и крови музыки Ближнего Востока, возникающего из полной тишины, как из неоткуда, и плавно исчезающего в ориентальном звучании мусульманских мечетей, в неповторимом узоре бытия. Где звуковые образы являют нам своё полное, подчас колдовское и ритуальное, вплоть до трансцендентальности совершенство в видениях под голубыми мечетями Брина Джонса.
Несмотря на амбиентность, эмоциональный уровень которой здесь довольно высок (почти на грани мистицизма). Muslimgauze своим звучанием тем самым ещё более усиливает остроту восприятия и концентрацию каждой минуты, с убедительной силой отражая победу истинной реальности и интуитивного интеллекта над рафинированной бутафорской помпезностью иных доступных образцов от world music. Эта музыка возвращает в среду живых ценностей и значений, одновременно являя поистине синкретическое единство в его сокрально-ритуальном и эзотерическом понимании на новом хадже для вашего сознания.
Я определил стиль такой музыки одним словом - arabic beat. Вообще сложно передать все ощущения, как сложно представить танец живота под drum-n-bass, но Джонсу это сделать удалось.
Музыка Muslimgauze любителю dark electro по началу может показаться скучной, поклоннику jungle неправильной. Но на самом деле надо только поймать момент и уже будет трудно оторваться от чудесной музыки, уже давно ушедшего из жизни музыканта. А в его бесконечном наследии вполне возможно каждый найдет себе любимый отрывок.
|
.Как ни странно, но
влияние, психоделического рока, готической и EBM музыки в Индии родило такое необычное направление как
GOA Trance.
Гоа - это один из штатов в Индии, который до 1987 года был колонией Португалии. Место экзотическое само по себе привлекало к себе множество европейцев, буквально Гоа стала последним прибежищем хиппи. В Гоа в 80-х годах была популярна команда
"Front 242", когда как в самой Европе интерес к ней не был так велик. На смену EBM и пришел психоделический (гоа) транс.
Звучит Гоа транс довольно мрачно, но позитивно, создавая напряженную атмосферу ожидания события вселенского масштаба, что-то вроде столкновения галактик. Похожий эмоциональный фон создает музыка из некоторых древних мистических традиций, например шиваитские мантры или тибетское горловое пение. Звуковой ряд Гоа транса - это запредельные, плотно насыщенные эффекты аналоговых синтезаторов похожие на скрежет хитиновых крыльев космических насекомых, наложенные на прямой (120 - 140 ударов в минуту), монотонный со сбивками ритм бочки, которые накачивают энергию, подобно мощному насосу. По определению одного критика, гоа - это "медитация переколбашенных компьютеров".
Визуальный ряд, сопутствующий Psychedelic Goa Trance ( постеры, обложки
CD, дизайн party) - это мандалы, буддистские танки, оккультные знаки, грибы и травы, космические темы, образы индуистских божеств (особенно любим Шива).
Опять же
странно, но первый альбом в стилистике гоа, появился в Англии в 1994 году. Это был проект техно-дизайнеров
Juno Reactor альбом "Transmissions".
Интересно, что первоначально сам Juno Reactor не задумывался как чисто музыкальный проект, скорее это была некая творческая группа свободных андеграунд художников, дизайнеров и композиторов, которая в итоге все же стала музыкальной. На момент создания группы в нее входило четыре человека: Ben
Watkins, Jans Waldenback, Mike MacGuire и Stef Holweck.
Название ансамблю подарила подруга Ben Watkins, после того, как она сделала бетонную скульптуру в 70 футов длиной (около 21 метра) и назвала её Juno
Reactor.
Команда выпустив еще два альбома, придерживаясь стилистике транса, пошла дальше в своих экспериментах со звуком.
Так под действием южноафриканского этноса был создана композиция
"Congo Fury", которая и по сей день является одной из самых интересных композиций в транс музыке. Эта песня имеет под собой очень интересную идею. Один из друзей музыкантов рассказал о своей идее записать песню, которая повествовала бы о снах охотника-бушмена. После этого музыканты засели в студии и через месяц была написана песня
"Congo Fury". Знаменитая ударная линия из этой песни была при помощи congo
drums.
Настоящим откровением стал альбом
Shango. Shango - имя Бога Грома Африканского племени. Он первоначально был военачальником, который открыл секрет огня. Он сначала попытался использовать его, но только сжег свою крепость, но зато когда неприятель атаковал, он использовал его, чтобы побороть врага. Его символом является обоюдоострая секира с 2мя лезвиями, поскольку огонь "разит в обе стороны" и может быть как саморазрушительным так и спасением.
Руководитель JR в одном из своих интервью рассказывал:
Я слышал практически все синтезаторы, которые когда- либо были произведены. И я знаю, что может сделать тот или иной синтезатор. Сэмплирование же вообще бесконечно, можно все время извлекать из них те или иные странные звуки. Но мне больше интереса доставляет работать с музыкантами, играющими на реальных живых инструментах. Они приносят в музыку какую-то совершенно иную внутреннюю энергию, которая не похожа на энергию техно. Вы берете энергию живых инструментов и смешиваете ее с энергией исходящей из техно. Получается нечто невообразимое. Это мое мнение, но я вижу будущее музыки именно за этим.
Вот именно сочетание "живых" и электронных инструментов, сделало музыку альбома очень колоритной. Несмотря на название альбома взятого у бога африканского племени, подобно работе Роберта Рича, музыка имеет множество восточных мотивов.
От драйвого мистического техно почти плавный переход к минимализму, от минимализма к шаманским заклинаниям, и заунывному ритуальному плачу бушменских плакальщиц, а от них опять к драйвовому техно. К концу альбома приходит успокоение, звуки синтезатора уносят в бесконечность, где самым ярким звуком станет тишина …
|