"Общество Туле" - 1989 Элиас. Александр Лаэртский - фигура в русском роке поистине уникальная. И не надо морщиться и плеваться при слове русский рок. Это вам не "Алиса" и не "Наутилус". Творчество А.Л. с огромным трудом втискивается в стилевые рамки сего направления, по крайней мере, в современном понимании этого слова. Лаэртский одинаково чужд как корифеям "русского рока", так и его новой волне, практически полностью ушедшей в рокопопс. Повторюсь ещё раз: Лаэртский безнадёжно оригинален, как в плане музыки, так и в том, что касается её смыслового наполнения. И речь даже не только о текстах. Большое место, например, на его сайте www.laertsky.com занимают рисунки весьма специфического содержания, этакие фантазии ребёнка-садиста.
"Общество Туле" - один из первых альбомов Лаэртского. К дебютникам у многих слушателей и рецензентов всегда немного предвзятое отношение. И в принципе иногда оно бывает оправданно. В частности, "Общество Туле" в плане музыки, да и текстов, значительно отличается от последующих альбомов музыканта. В том же 1989 году выйдет "Дети хоронят коня", но на нём уже не будет такого беспредельного смакования садомазохисткого отчаяния, как на "Обществе Туле". Впоследствии эти чувства обретут своё пристанище в мире детских фантазий и рисунков, в мире обыкновенных людей. Пока же они абсолютизированы и фантастичны. Над этими песнями совершенно не хочется смеяться, здесь нет практически никакого намёка на чёрный юмор, который видится многими на поздних альбомах Лаэртского, хотя сам он заявляет, что его песни не только не смешные, но совершенно серьёзные и даже печальные. В принципе, если не воспринимать их только, как панковский стёб, а попытаться проникнуть поглубже, то, хотя и с трудом, но определённый философский подтекст найти можно. Лаэртский - это эпатажный философ, который кроя своих героев трехэтажным матом, на самом-то деле размышляет о глобальных проблемах человечества. Его песни - прямая иллюстрация словам Дюпена, ловкого сыщика из детективов Эдгара По, говорившего, что необычные, из ряда вон выходящие загадки и тайны, как правило, очень легко решаются, в отличие от простых и ординарных. Такими-то последними и являются творения Лаэртского. Кажется, ничего особенного ни в музыке, ни в, на первый взгляд, чисто приколистических текстах музыканта нет. Но, это только кажется: песни Лаэртского - сложная загадка особого мироощущения, проникая в которое перестаёшь воспринимать их как нечто однодневное и несерьёзное.
"Общество Туле" гораздо менее символично, чем последующие альбомы и всё вышесказанное относится не столько к нему. Здесь слова и образы, как правило однозначны: На помутневшей от грязи судьбе Лишь покров омрачённый остался тебе В такт шагам процветают рваные факты И сникли ВЕСНЫ твоей затхлые фрукты "Сладкое болото могилы". Миллионы кровавых солнц В окнах умерших домов Пейзажи советских вод Пейзажи нейтральных земель "Я - твой классик" Что же касается музыки, то "Общество Туле" и здесь немало своеобразно. Я, конечно, понимаю, что, как гласит буклет, запись была произведена только для проверки четырёхдорожечного магнитофона, собранного кем-то из друзей Лаэртского. Однако, музыкальный материал получился очень даже неплохой и главное необычный. Заметьте, 1989 год, но местами, особенно в "Их дискотеке", "Японском учёном Ногуши", "Обществе Туле" сквозит чистейший трип-хоп, не компьютерный - живой. Местами, практически нойзовая готика "Я - твой классик"; иногда что-то гитарно-панковое "Свирепые дауны"; порой вообще не от мира или, вернее, не от музыки нашей (а тем более советской) - "Сладкое болото могилы".
Вообще, безумно люблю, когда кто-то забивает абсолютно на всё, что было до него, что есть при нём; забивает или забывает всё, что слышал, о чём слышал. И создаёт что-то новое, абсолютное, вне всяких рамок и моды. Вот это и называется настоящее искусство, повторить которое невозможно.
© Blade |